Введение

В этом уроке разберем, с чего стоит начинать свое дело, а также чем подход Lean Startup хорош для работы над бизнес-идеей?
Урок 1
Добро пожаловать в первый урок онлайн-курса для начинающих предпринимателей от Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ и Деловой среды от Сбербанка!

В этом уроке вы узнаете:
  • как оценить свою идею
  • в чем суть подхода Lean Startup
Время прохождения урока:

30 минут
С чего начать свое дело?
На старте бизнеса важно оценить свою идею. Для этого нужно будет ответить на несколько вопросов:

1. Какую проблему решает ваша идея?
2. Какие преимущества у вашего продукта/услуги?
3. У вашего продукта есть рынок?

Рассмотрим каждый из пунктов:

1. Определите проблему, которую решает ваша идея
Часто предприниматель загорается идеей выпустить на рынок свой продукт. Ему очень нравится его идея – она кажется ему инновационной и, однозначно, нужной всем. Предприниматель вкладывает деньги, время, силы, а продукт не находит своего покупателя.




"Любой предприниматель должен ответить себе на следующие вопросы:
– Кто будет использовать товар или услугу?
– Для чего?
– При каких обстоятельствах?
Если вы не можете дать ответ хотя бы на один вопрос, значит нет гарантии, что у продукта есть покупатель"
Павел Курьянов
Генеральный директор Black Star
2. Составьте список преимуществ.
Выпишите как можно больше преимуществ, которые могут привлечь целевую аудиторию и помните, что продают именно преимущества. Список преимуществ поможет сформулировать уникальное торговое предложение, которое будет отличать вас от конкурентов. Здесь нужно выписать все то, что не касается цены продукта.




"Спрашивайте себя – почему из всех компаний, которых на рынке десятки или сотни, клиент должен прийти именно ко мне? Что особенного я могу ему дать? Это должна быть сильная, явная причина обратиться именно к вам"
Влада Чижевская
основатель агентства детских праздников «Море шоу»
3. Проанализируйте рынок и предложения конкурентов

Прежде чем начать вкладывать усилия в построение бизнеса, следует также выяснить - сможете ли вы вообще заработать на данной идее? Насколько большой рынок у данного продукта? Не монополизирован ли он? Растет он или падает?

Объем рынка важно знать любому основателю бизнеса, поскольку это помогает прогнозировать доходы и оценивать ваш потенциал роста.
Желательно, чтобы этот рынок еще и рос в объеме, или хотя бы не падал. Потому что на уменьшающемся рынка даже опытным компаниям очень тяжело выживать. Ваша задача — постараться найти максимально подробные ответы на следующие вопросы в исследованиях, опубликованных в:

  • профильных журналах
  • бизнес-изданиях
  • официальных рейтингах и сводках
  • отчетах компаний
  • открытых публикациях уважаемых издательств или новостных сайтах
  • инструментах анализа запросов в поисковых сервисах (Яндекс.Wordstat и Google Trends — можно посмотреть динамику запросов за определенный период времени)

Подробно о том, как составлять ценностное предложение, анализировать рынок и конкурентов, мы поговорим в следующих уроках. Вся эта информация нам позволит понять, стоит ли идея того, чтобы вкладывать усилия в создание продукта.
Но прежде, чем перейти к этому, рассмотрим методы, которые мы будем использовать для работы над бизнес-идеей.






Метод lean startup
В этом курсе вы будете работать по методу бережливого стартапа, или Lean Startup. Вы уже сталкивались с этим термином? Если нет, то сейчас вы узнаете какие принципы лежат в основе Lean Startup и почему этот метод считается наиболее эффективным для разработки стартапов
Для того чтобы вам стало понятнее, как работает метод Lean Startup, рассмотрим его применительно к созданию сервиса по подготовке финансовых отчетов для предпринимателей. Все цифры в этом кейсе условные — мы придумали его в первую очередь для того, чтобы проиллюстрировать принципы бережливого стартапа.
Вы ставите гипотезы: об идее, продукте, способах его продажи. Все эти аспекты собираются вместе в бизнес-модели.
Я считаю, что предпринимателям сложно работать с финансовыми отчетами. Если предложить им решение для быстрого формирования отчетов прямо из банковской выгрузки, они будут готовы за него платить. Возможно, успешной будет модель продажи такого сервиса по годовой подписке.

Думаю, что разместив рекламу в фейсбуке, я смогу найти не менее 20 тысяч предпринимателей, которым интересен мой продукт.
Вы проверяете гипотезы с помощью обратной связи от потенциальных клиентов.
Я провел проблемные интервью с 20 предпринимателями и убедился, что у 12 из них есть эта проблема.

Я разместил рекламу в фейсбуке, вложив в это 10 тысяч рублей. В результате я получил 50 клиентов за неделю, при этом на рекламном счету осталось еще 1000 рублей. Клиент обошелся мне в 180 рублей — это меньше, чем было заложено в моей финансовой модели (500). Однако такими темпами для привлечения 20 тысяч клиентов мне потребуется больше 7 лет, а я хочу получить такую аудиторию за год. Нужно искать другие каналы привлечения клиентов или изменить рекламную кампанию в фейсбуке, чтобы получить больший отклик.

Вы используете методики гибкой разработки продукта, чтобы проверить свои гипотезы. На этом этапе создается минимально жизнеспособный продукт (MVP).
Я предложил 15 привлеченным рекламой клиентам сделать пробный финансовый отчет за 500 рублей. Для этого я попросил их выгрузить данные из онлайн-бухгалтерии. Оказалось, что онлайн-бухгалтерией пользуются всего 9 человек из 15, при этом возможность выгрузки данных есть только у 5.

Я сделал 5 финансовых отчетов вручную, с помощью Excel — это было сложно и заняло 2 недели. Я разослал отчеты, но деньги за работу мне перевели только 3 предпринимателя, остальные перестали отвечать. У этих 3 клиентов я спросил, готовы ли они платить за сервис, который помогал бы им генерировать финансовые отчеты в любой момент, 10 тысяч рублей в год. Двое согласились, один сказал, что это слишком дорого.

Я убедился, что проблема важна для предпринимателей, поскольку некоторые из них готовы платить за ее решение. Кроме того, я понял, что стоит создать программу, которая будет автоматически обрабатывать данные из банковских выгрузок и формировать отчеты. Важно и то, что выяснилось, что не все предприниматели могут предоставить нужные данные, а часть не заплатили за проделанную работу.

Взяв в долг у друзей, я нашел программиста, который написал для меня программу и сделал простой сайт за 70 тысяч рублей. На сайте я разместил пример финансового отчета и информацию о том, как загрузить банковские выписки, а также форму для оплаты отчет онлайн. Ссылку на сайт я выслал остальным привлеченным из Facebook клиентам. 10 клиентов заказали отчеты, но 3 из сделанных ими платежей не прошли. Я попросил программиста разобраться, и он нашел техническую ошибку. После ее исправления оплаты прошли успешно. Я разослал отчеты клиентам. 2 человека написали, что не получили моих писем, а один попросил выслать отчет повторно, поскольку случайно его удалил. Я потратил на переписку около 2 часов, поэтому решил, что удобнее будет сделать на сайте функцию личного кабинета, чтобы клиенты сами могли просматривать отчеты. Я поставил задачу программисту, и за неделю он добавил эту функцию на сайт. За доработку сайта я заплатил 20 тысяч рублей.

Я вновь предложил привлеченным рекламой клиентам годовую подписку и за 2 недели заработал на ней 100 тысяч рублей, отбив затраты на программиста и отдав долг друзьям. Теперь у меня есть рабочая версия продукта, которую я могу продавать онлайн.
Подведем итоги
Итак, почему для работы над бизнесом рекомендуется использовать метод Lean Startup? С его помощью можно проектировать продукты и услуги, которые будут соответствовать ожиданиям и потребностям клиентов, без значительного первичного финансирования или затратных продуктовых запусков. Lean Startup позволяет на ранней стадии проверить разные гипотезы и найти оптимальное решение, которое поможет быстро запустить бизнес.
Вы прошли первый урок — надеемся, вам стало понятно, с чего нужно начинать при работе над бизнес-идеей. Перейдем к итоговому заданию — оно займет всего 3-5 минут.
Задание: Оцените, подходит ли ваша идея для создания бизнеса с помощью теста. Некоторые вопросы могут вызвать затруднения — это не страшно. Ответы на них вы найдете в ходе курса.
Время выполнения задания:

3-5 минут
Итоговый тест
Тест 1
Уверенность в идее
Выполнить задание
Вы уверены, что ваш будущий бизнес решит проблему конкретной группы людей?
Прекрасно! Наличие проблемы, которую решает продукт - одно из необходимых условий успешной реализации бизнес-проекта
Бизнес должен в первую очередь решать проблему определенной группы людей — без этого разработка проекта не имеет смысла. Возьмите время на размышление, чтобы вернуться к курсу с такой идеей.
Далее
Проверить ответы
Посмотреть результат
Как вы считаете, в каком случае можно быть уверенным, что бизнес действительно решает проблему клиентов?
У вас грамотный подход к делу, ведь общение с целевой аудиторией — это обязательный этап проверки гипотезы (1 балл)
Отлично, но вам обязательно нужно удостовериться в актуальности проблемы, пообщавшись с потенциальными клиентами (1 балл)

Ничего страшного, что пока это только предположение — в ходе курса вы получите инструменты, чтобы проверить свою гипотезу (0 баллов)
Далее
Проверить ответы
Посмотреть результат
А ваши потенциальные клиенты действительно хотят решить эту проблему?
Придется проверить — возможно, эта проблема не так значительна, как вам кажется. О том, как это сделать, вы узнаете из следующих уроков (0 баллов)
Отлично, ведь если людям важно решить проблему, то они готовы за это заплатить (1 балл)

Вам придется проверить, действительно ли проблема важна для клиентов настолько, что они готовы заплатить за ее решение. О том, как это сделать, вы узнаете из следующих уроков (0 баллов)
Далее
Проверить ответы
Посмотреть результат
Вы ответили неправильно на все вопросы :( Но это не страшно! Ведь для того вы и пришли на этот курс, чтобы учиться новому.
Пройти ещё раз
Вы ответили правильно на один вопросы. Есть к чему стремиться!
Пройти ещё раз
Вы ответили правильно на 2/3 вопросов, поздравляем!
Пройти ещё раз
Все ответы верные! Да вы уже профессиональный стартапер!
Пройти ещё раз
Тест 2
Рынок и конкуренция
Выполнить задание
На рынке уже есть продукты, которые решают ту же проблему?
Присутствие лидеров на вашем рынке говорит о том, что выйти на него будет сложно (0 баллов)
Это хорошо, но важно понять, откуда вы это узнали
Это хорошо, но важно понять, откуда вы это узнали
Далее
Проверить ответы
Посмотреть результат
На основе чего вы ответили на предыдущий вопрос?
Вы двигаетесь в правильном направлении. В наш курс входит урок по исследованию рынка, и у вас будет возможность уточнить свою оценку (1 балл)

Для того, чтобы не потерпеть неудачу, надо быть уверенным на 100%, поэтому в нашем курсе предусмотрен урок, посвященный
Далее
Проверить ответы
Посмотреть результат
Вы уже знаете потенциальный объем рынка для вашего стартапа?
Вы пришли на курс с хорошими наработками. Скоро вы сможете уточнить вашу оценку с помощью проверенных инструментов расчета объема рынка — этому будет посвящен один из уроков (1 балл)
Тогда вам предстоит это сделать — методам расчета объема рынка посвящен один из следующих уроков (0 баллов)
Это не так сложно, как кажется — методам расчета объема рынка будет посвящен один из следующих уроков (0 баллов)
Далее
Проверить ответы
Посмотреть результат
Вы ответили неправильно на все вопросы :( Но это не страшно! Ведь для того вы и пришли на этот курс, чтобы учиться новому.
Пройти ещё раз
Вы ответили правильно на один вопросы. Есть к чему стремиться!
Пройти ещё раз
Вы ответили правильно на 2/3 вопросов, поздравляем!
Пройти ещё раз
Все ответы верные! Да вы уже профессиональный стартапер!
Пройти ещё раз
Результаты
Подведем итоги. Как вы оцениваете потенциал своей идеи как основы для бизнеса, пройдя эти тесты? Три ключевых момента, на которых стоит сфокусироваться прямо сейчас — наличие проблемы, отличия от конкурентов, а также объем рынка и его структура. Действительно ли у определенной группы людей есть проблема, которую вы хотите решить с помощью своей идеи? Чем вы будете отличаться от конкурентов? Есть ли рынок у вашего продукта? Также важный вопрос - легко ли масштабируется ваш будущий бизнес? Найти значимую проблему, которую можно решить с помощью легко масштабируемого проекта, — отправная точка для развития перспективной идеи. В следующих уроках вы получите инструменты для проверки и оценки ваших предположений, которые помогут проработать вашу идею или изменить ее, чтобы создать жизнеспособный проект.
Пожалуйста, оцените пройденный урок
Вашу оценку увидит только администратор курса
Оценка 1-го урока
1
10
Комментарии
Ниже можно обсудить урок с другими участниками, задать вопросы и поделиться своим опытом